Бессмертный лотос: Об истории и культуре Индии (спец от ПНП)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:36

Можно без конца вспоминать остановки на окраинах деревень. За несколько минут успеваешь рассмотреть дома под соломенными крышами, храм, водоем, колодец, по многим признакам определить, зажиточные люди живут здесь или бедняки арендаторы.
На одной из остановок передо мной открылась необычная картина. На опушке леса около старого дерева стояли или лежали на боку, опрокинутые, видимо, ветром или домашними животными, сотни, а может быть, и тысячи скульптурой лошадей и слонов. Фигурки высотой от 20 до 30 сантиметров были вылеплены из глины, обожжены, но не раскрашены. Некоторые заметно пострадали от времени: у лошадок отбились головы, у слонов хоботы. Но стояли там и совсем новенькие, недавно принесенные фигурки. Конец этого любопытного глиняного стада терялся в редком кустарнике.
— Люди верят, что на дереве живет богиня, — пояснил мне один из попутчиков. — Они ставят здесь фигурки лошадей и слонов и просят богиню приехать к ним в дом, чтобы справиться с несчастьем, вылечить болезнь.
— А кто делает эти фигурки?
— Их лепят деревенские гончары.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:37

А какой вкусный чай можно выпить на этих остановках! Крепкий и сытный. Не зря там в народе говорят не «пить», а «есть чай». Индийцы в отличие от нас заваривают чайные листья не в кипятке, а в разбавленном водой кипящем молоке. Иногда добавляют специи. Горячий, сладкий — чай всегда кстати: и в жару и в холод.
Для женщин, нужно заметить, поездка в автобусе в Ориссе представляет определенные неудобства, особенно тогда, когда число пассажиров, набившихся в автобус, превышает число сидячих мест. В каждом автобусе имеются специально отведенные места для женщин: две-три скамьи по три места на каждой. Над ними крупными буквами написано: «Для женщин». Частенько на этих скамьях усаживаются не по три, а по пять-шесть женщин, держа на коленях иногда по двое детей. Поездка в такой тесноте, особенно в жару, мало приятна. Мужчины же сидят вольготно. Если на скамье предполагается три места, то и сидят на ней только трое. Уступать места женщинам не принято, а женщинам занимать мужские места не позволяет кондуктор. Хотя я старалась придерживаться правила «в чужой монастырь со своим уставом не ездят», с такой несправедливостью мириться не желала и обычно занимала свободное мужское место, а на все призывы кондуктора освободить его и уступить место мужчине, я отвечала пожиманием плеч: ничего, мол, не понимаю. В автобусе всегда находился пассажир, который успокаивал кондуктора: «Иностранка. Что с нее взять!»
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:37

На этот раз путь мой лежал в Райрангпур, — городок, расположенный недалеко от границы с Западной Бенгалией. Там я и собиралась встретиться с Деби, которая работала учительницей в местной школе.
Автобус был новенький, чистый, сиденья удобные, погода по-осеннему прохладной, а любопытно-доброжелательные взгляды пассажиров в мою сторону обещали интересные разговоры. Обычно я отвечала на все расспросы попутчиков о себе и о своей стране, а уж потом спрашивала сама. За дорогу всегда накапливались интересные вопросы. Индийцы охотно верили, что в Советском Союзе нет безработных, нет бездомных и голодных, что температура зимой в Сибири бывает за 50 градусов ниже нуля, но всякий раз недоверчиво покачивали головами, когда я заявляла, что в Москве нет москитов. (В Ориссе эти твари ежесекундно напоминают о себе после захода солнца. Если жители Дели и других северных городов Индии могут на время зимних месяцев забыть о таком неудобстве, то в Ориссе москиты бесчинствуют круглый год. В каждом доме москитная сетка над кроватью — предмет первой необходимости.)
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:38

И вот, когда любопытство моих спутников по автобусу было удовлетворено, настал мой черед спрашивать. В начале нашего пути я заметила за окном на зеленом рисовом поле то ли корову, то ли быка. Животное спокойно поедало рисовые стебли, и никто его не гнал.
— Корове не место на поле. Ее туда не пустят. Это мог быть только вол. Он труженик. Он работал на том поле, поэтому считается грехом гнать его с поля, если уж он туда зашел, — сказал мне индиец средних лет с коричневым шарфом на шее.
Прямо напротив меня сидел пожилой мужчина в европейском костюме, важный вид которого говорил, что он, вероятно, чиновник государственного учреждения. Но длинные волосы, собранные на макушке в узел, противоречили всему его облику респектабельного человека с приличным жалованьем. Я и раньше встречала мужчин с длинными волосами и бритым подбородком. Последнее обстоятельство свидетельствовало о том, что они не принадлежат к религиозной общине сикхов. «Может, это какая-то особая община?» — думала я, а узнать было не у кого. Пока пассажир не вышел из автобуса, спрашивать об этом было неудобно.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:39

А тем временем за окном все чаще шли густые леса, все реже попадались деревни и стада коз. Пастухи были вооружены луками и стрелами. Мы проезжали район Ориссы, населенный племенами.
Наконец пассажир с длинными волосами сошел, и я тут же обратилась за разъяснением к разговорчивому мужчине в коричневом шарфе.
— Он, по всей вероятности, дал обет богу не стричь волосы на голове, пока тот не исполнит его просьбу.
— А каковы вообще могут быть просьбы?
— Да самыми разными. Чаще всего просят вернуть здоровье больным детям.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:39

Райрангпур — маленький городок с несколькими административными зданиями, гостиницей и школой-интернатом для детей адиваси.
Недалеко от Райрангпура расположено местечко Кхичинг, известное своими древними храмами. Именно для того, чтобы увидеть их, я и пересекла почти всю Ориссу.
— С нами поедет мой знакомый Дебендра, — сразу же сообщила мне Деби.
— Жених?
— Ну что ты! Он младше меня на десять лет. Он после окончания колледжа получил работу в райрангпурском отделении Государственного банка Индии. Живет один. Его родители остались в Катаке. Мне тоже тоскливо. Отец и сестры живут в деревне далеко отсюда. Мы с Дебендрой иногда встречаемся, чтобы поболтать. Вот увидишь, он тебе понравится. Он славный парень.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:40

Дебендра действительно оказался приятным молодым человеком, веселым и очень общительным. Белозубая улыбка и приветливые глаза делали его лицо с неправильными чертами симпатичным. Он был высок и светлокож. Он происходил из богатой брахманской семьи, как мне сообщила Деби.
Сама же она нисколько не изменилась за прошедшие с нашей последней встречи девять лет. Только взгляд стал задумчивее, печальнее. Овал лица, тонкий вырез ноздрей ее прямого носа и длинные черные глаза под тяжелыми веками напоминали мне изображение, увиденное однажды на индийской миниатюре. Когда они шли рядом, Дебендра слегка сутулился, как бы пригибался, чтобы лучше расслышать, что говорила маленькая Деби.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:40

В Кхичинг мы прибыли в середине дня. Как полагают историки, там в древности шумел своей жизнью большой город. Он, как и Райрангпур, стоял на дороге, соединявшей Северную Индию с государствами, которые существовали тогда на территории современного штата Орисса. История его расцвета и падения неизвестна. Славу Кхичингу принесли его храмы. В течение последних веков там в забвении лежали развалины рухнувших храмов. В первой четверти нашего века раджа Кхичинга решил восстановить храмы, причем он применил тот же метод, что использовали строители, возводившие эти храмы в VIII—X веках. Зодчие тогда не поднимали многотонные каменные блоки наверх, на высоту нескольких этажей, а втаскивали их по наклонным насыпям. Ставились блоки одного яруса, тут же вокруг них насыпался земляной холм, затем укладывались блоки второго яруса и снова делался холм. В конце концов, когда на вершину храма водружался последний камень, все строение оказывалось внутри большого кургана. После этого храм раскапывали. Так же поступил и раджа в начале нашего века. Тысячи его подданных носили на головах тяжелые корзины с землей, втаскивали по склонам насыпи блоки. По его распоряжению было восстановлено три храма, а неиспользованные скульптуры и блоки были собраны в специально построенном рядом помещении, музее. Современные историки и архитекторы установили, что при реставрации этих памятников был нарушен канон. Судя по скульптурному декору, в древности там находилось несколько храмов, посвященных богу Шиве, и один — богине Чамунде (Ч а м у н д а — одна из самых страшных ипостасей богини Парвати, супруги Шивы. Почитается как победительница демонов. В ряде направлений индуизма считается центральным божеством, воплощением универсального женского начала). При восстановительных работах украшения были перепутаны. Тем не менее храмы и собранные в музее скульптуры производят сильное впечатление.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:41

Мастера отобразили в каменных изваяниях сюжеты древних легенд. Вот сидит четырехрукий Шива и нежно ласкает примостившуюся на его левом колене жену Парвати. Это гимн счастливой любви. Богиня молода и красива, нарядно украшен пояс на бедрах ее обнаженного тела. Тут можно увидеть скульптуру их сына с головой слона Ганеша (Ганеша — в мифологии индуизма бог мудрости, покровитель поэтов и ученых, устранитель препятствий. Изображается в виде толстопузого существа с человеческим туловищем и слоновьей головой, едущего верхом на крысе). Упитанный живот, крепкие ноги и несколько рук застыли в причудливом танце. Этот слоновоголовый покровитель купцов и путешественников олицетворяет собой богатство, здоровье и веселье. Радостен облик и богини Дурги (Д у р г а – одна из гневных ипостасей Парвати, супруги бога Шивы) в момент убийства ею злого демона Махиши. Скульптура полна изящества и экспрессии. Кажется, что богиня вот-вот оживет и нанесет ножом удар по голове демона. На лице ее сияет улыбка. Блаженны улыбки и на лицах богов Нага и Нагини (Н а г (жен.род – Н а г и н и) – мифическое существо, получеловек-полузмея. Наги считаются обитателями нижнего мира, хранителями подземных и подводных богатств), изображенных в виде мужчины и женщины в богатых головных уборах и с поясами на бедрах.
Может показаться, что в древности люди были счастливы, раз по своему образу и подобию создавали себе таких богов. Но один из храмов посвящен богине Чамунде, воплощению приближающейся смерти, всеобщего опустошения.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:43

Когда я оказывалась рядом с каким-либо памятником Древней Индии, то всегда почему-то вспоминала слова Гёте: «Не трогайте глубокой старины, нам не сломить ее семи печатей». Немецкий поэт и мыслитель писал эти слова, имея в виду европейскую старину. Индийская же древность скрыта от нас не семью, а, я бы сказала, двадцатью печатями. Например, богиня Чамунда. Ее изображают в виде страшной старухи с выпученными глазами и открытым ртом. На высохшем, изможденном теле висит гирлянда из черепов. В руках она держит отрубленную человеческую голову, а ноги попирают труп. Какие страшные картины народных бедствий могли породить в сознании людей такой жуткий образ богини?
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:44

Дальше мы отправились в небольшой городок Джашипур, недалеко от которого в доме лесника жила известная в свое время по всей Индии ручная тигрица Кхоири. Трехметровая (видимо, мерили от кончика носа до кончика хвоста) тигрица позволяла себя гладить, обнимать как домашнюю кошку. Позднее почти все индийские газеты обошло сообщение о смерти Кхоири и ее фотография. Когда мы приехали туда, нас ждало разочарование: лесник, знакомый отца Деби, был в отъезде, и нам не удалось погладить легендарную тигрицу. Мы наблюдали за ней через решетку забора. Кхоири, привыкшая к вниманию людей, прохаживалась вдоль забора по тропинке. За ней бегала ручная гиена, а вслед за ними вышагивал служащий в форменной одежде, специально назначенный для ухода за животными.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:44

Случается, что гиены нападают на людей. Стоя около забора, я напомнила Деби о пикнике, на который мы ездили вместе с девушками женского общежития Уткальского университета. Сейчас я уже не вспомню название того красивого места, где среди зелени леса стоит маленький, чисто выбеленный шиваитский храм. Студентки расположились на полянке. Одна из них сказала, что наверху, на вершине холма, находится еще один храм, и позвала пойти с ней туда. Наверх вела узкая извилистая тропинка. Мы не прошли и двадцати метров, как девушки решили, что дальше не пойдут: колючки больно цеплялись и рвали сари. Я была в брюках и собиралась продолжить восхождение, но Деби настояла на том, чтобы я вернулась вместе со всеми на полянку. «Одной идти опасно», — сказала она. Когда мы почти сошли с тропы, мимо нас быстро прошел наверх парень лет шестнадцати, повар общежития, которого студентки взяли с собой на пикник. Я подумала, что могу последовать за ним и посмотреть храм, но девушки увлекли меня с собой.
Пока готовился обед, девушки развлекались как могли: пели, болтали. Неожиданно перед нами появился тот парнишка-повар, вся одежда его была изорвана, на теле видны следы когтей. Оказалось, что на тропе на него бросилась гиена. К счастью, неподалеку собирал хворост крестьянин из соседней деревни и, услышав крик юноши, прибежал ему на помощь.
Гиена, что была за забором, имела миролюбивый вид. Она как собака играла со служащим, вскидывая время от времени на нас свои огромные светлые глаза.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:47

Между сельскими жителями, составляющими большинство населения штата, и миром дикой природы издавна существуют довольно напряженные отношения. Человек, освобождая землю под пашни, теснит животных все дальше в горы, все больше отбирает у них водопоев и мест обитания. Меньше становится тигров, леопардов, пантер, медведей и других хищников. В то же время бывают случаи их нападения на людей. Но наибольшее беспокойство сельским жителям приносят дикие слоны, которые ночью совершают набеги на деревни, топча и ломая все, что попадается им под ноги. Об их вторжениях с ужасом вспоминают посыльные и уборщики Уткальского университета, живущие в деревне, что расположена на окраине университетского городка. Тигры тоже обитают по всему штату. Как-то в зоопарке «Нанданаканан» («Райский лес»), находящемся в живописном месте неподалеку от Бхубанешвара, мне показали тигрицу, непрерывно ходившую из конца в конец вольера с таким видом, словно ей спешно надо было решить какую-то трудную задачу, и спокойно лежавшего рядом тигра. Тигрица, оказывается, попала туда совершенно случайно. Она бродила поблизости, учуяла тигра и каким-то образом, возможно, спрыгнув с дерева, оказалась в вольере и там осталась навсегда, теперь уже не по своей воле.
Близкий контакт с дикой природой, постоянно таящий для людей опасность, объясняет то всеобщее внимание, которое вызвала в этих местах ручная тигрица.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:48

На удивительную особенность взаимоотношений между индийцем и животным миром обратил внимание наш замечательный писатель Всеволод Иванов, в молодости страстно мечтавший пешком дойти до Индии. Он писал: «Если у тигра можно, хотя и с трудом, обнаружить какую-то жалость в глазах, то в голубых очах черной пантеры нет никакой жалости! Попадись ей в лапы миллион живых существ, она их уничтожит. И, однако, среди этой безжалостной природы Индии у людей выросла огромнейшая любовь ко всему живому!»
Любовь? Быть может! Но я бы скорее назвала это безусловным признанием права всякого живого существа на жизнь. Осознание полезности и необходимости жизни в любой форме есть, бесспорно, одно из высших достижений древнейшей цивилизации. Европейское сознание лишь в наши дни только подходит к пониманию этого основополагающего закона природы.
Индиец не станет расправляться с вбежавшим в комнату или на кухню тараканом. Он осторожно выпроводит его за дверь, подталкивая сзади газетой или веником. Эту любопытную черту психологии индийцев тонко подметил русский поэт Константин Бальмонт, побывавший в Индии: «И, если мать увидит на своем ребенке скорпиона, она лишь сбрасывает его на землю, не прерывая нить его жизни и не впутывая своего действия в сложный узор его мировых блужданий».
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:59

Когда мы прибыли на автобусную станцию в Джашипуре, оказалось, что последний автобус в Райрангпур уже ушел. Наступил вечер. Мы в растерянности стояли на улице города и решали, что же нам делать дальше. Я предложила идти в гостиницу. Но Дебендра отказался:
— Зачем тратить деньги зря. В этом городе есть отделение банка, в котором я работаю, значит, здесь живет служащий банка, и он нам поможет. Я пошел его искать!
Пока Дебендра отсутствовал, Деби подозвала бродячую собаку и принялась ее гладить, приговаривая:
— Куту! Ты хорошая, куту!
«Куту» — звательная форма существительного «кутта» — собака.
— Деби, а знаешь, что ты и у меня на родине нашла бы общий язык с собаками. В русских деревнях собак подзывают: «куть, куть!» А щенков зовут «кутьками», «кутенками». Скажешь «куть» или «куту» — они поймут.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя