Бессмертный лотос: Об истории и культуре Индии (спец от ПНП)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 09 июл 2009 11:08

Сидя в тот вечер на веранде отеля над пропастью и невольно залюбовавшись окружающими нас видами, мы заговорились почти до полуночи. Все вокруг нас спало, и мы остались одни с нашими спутниками, говорившими по-английски не хуже любого оксфордского профессора. Кхандала, большая деревня, построенная на гладкой ровной возвышенности одной из гор хребта Сахиядры (около 2200 футов над морем), окружена изолированными холмами такой же странной формы, как и прочие. Один из них, прямо пред нами на противоположной стороне пропасти, представлял совершенное подобие длинного одноэтажного строения с плоскою крышей и зубчатым парапетом.
Индусы клялись, что в окрестностях этого холма существует потайной вход, ведущий в пространные залы под холмом — целый подземный дворец, и что есть еще люди, владеющие тайной этой подземной обители. Святой отшельник, йог и маг, «обитающий уже много столетий» в подземелье* (*одна из созданных Е.П.Блаватской легенд), открыл тайну его знаменитому махратскому* (*маратхскому) вождю Сиваджи* (*Шиваджи (1627-1680) – создатель независимого маратхского государства, возглавивший борьбу маратхов против Могольской империи). В этой таинственной обители непобедимый герой, как Тангейзер в опере Вагнера, провел семь лет своей юности; там он и приобрел свою необычайную силу и храбрость.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 09 июл 2009 11:11

Сиваджи — деканский Илья Муромец XVII столетия, вождь и царь Махратов, основатель их весьма недолгой империи. Ему одному Индия обязана ослаблением, если не совершенным уничтожением мусульманского ига. Маленького, как женщина, роста, с рукой, как у ребенка, он, однако же, владел необычайною силой, которую, конечно, соотечественники его приписывают колдовству. До сих пор его сохраняющаяся в музее сабля приводит всех в изумление своею величиной и тяжестью, в то время как разве только десятилетний ребенок в состоянии просунуть руку в узкую рукоятку. Основанием славы нашего героя, сына бедного офицера на службе у могульского* (*Могольского, т.е. относящегося к династии Великих Моголов) императора, послужило умерщвление этим новым Давидом мусульманского Голиафа — Афзал-хана. Но он убил его не пращой, а страшным махратским орудием вагхнакх, состоящим из пяти длинных стальных, заостренных, как иглы, и крепких, как железо, когтей, которые публичные бойцы надевают на пальцы правой руки и затем рвут друг друга как дикие звери на куски. Декан полон преданиями о Сиваджи, и даже английские историки упоминают о нем с большим уважением. Как в легенде о Карле Великом, одно из местных преданий уверяет, что он не умер, а обитает до поры до времени в одном из многих подземелий горных хребтов Сахиядры. Когда пробьет час освобождения (по исчислению астрологов, он недалек), Сиваджи явится и снова освободит свою любимую родину.
Хитрые и ученые брамины, настоящие иезуиты Индии, пользуются этими глубоко вкоренившимися в народе преданиями, чтобы выманивать у них деньга, даже последнюю корову, кормилицу целых семей.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 09 июл 2009 11:13

Привожу курьезный пример случившегося всего месяца два тому назад происшествия. В последних числах июля 1879 года появилось послание, таинственно ходившее по рукам в Бомбее.
Перевожу буквально с махратского оригинала:
— Шри! (*Приветствие — непереводимое).
— Да будет всем известно, что это послание, начертанное на оригинале золотыми буквами, снизошло в присутствии святых браминов с «Индра-Лока» (небо Индры)* (*Лока — вселенная, по представлению древних индийцев, состояла из трех сфер-миров (лока). Существует две классификации трех миров. Одна делит их на землю, воздушное пространство и небо; другая — на подземный мир, земной и небесный) на алтарь храма Вишвешвара, что во святом граде Бенаресе.
— Внимайте и помните, народы Индостана, Раджастана, Пенджаба и проч. и проч. В субботу, на второй день первой половины месяца Магха, эры Шали-вагана 1809 года (то есть 1887 года), ровно через восемь лет, во время Ашвини Накшатра, когда солнце войдет в знак Козерога, а время дня станет приближаться к созвездию рыб, то есть ровно один час и 36 минут по восходе солнца, пробьет конец Кали-югу и восстановится столь желанный Сатъя-юг* (*Ю г а — «мировой период». Индийская мифология различает четыре мировых периода, или юги, а именно: 1) Сатья-юга или Критаюга, 2) Третаюга, 3) Двапараюга и 4) Калиюга. Продолжительность этих юг следующая: Сатьяюга — 4800 лет, Третаюга — 3600 лет, Двапараюга — 2400 лет и Калиюга — 1200 лет. Продолжительность каждой юги выражена в годах богов, а так как год богов считается равным 360 земным годам, то длительность всех четырех юг, выраженная в земных годах, равна 4 320 000 годам. Четыре названных юги составляют «Великую югу» — Махаюгу, или Манвантару. Эта система летосчисления выработана индусами в период между созданием «Ригведы», в которой нет упоминания о югах, и временем составления «Махабхараты», в которой она многократно упоминается. Сатьяюга — «век справедливости». Калиюга — железный век, век зла и насилий, несущих страдания). На этот раз Сатъя-юг продлится 1100 лет. Во все продолжение этого периода сроком человеческой жизни будет 128 лет. Дни удлинятся и будут состоять из 20 часов 48 минут, а ночи из 18 часов и 12 минут, то есть сутки станут длиться ровно 34 часа и 1 минуту. В тот знаменательный для нас первый день Сатъя-юга, в четыре часа и 24 минуты после восхода солнца, к нам прибудет с далекого севера новый царь, с белым лицом и златыми кудрями. Он сделается самодержавным владыкой Индии. Майа (иллюзия)* (*Майя – иллюзия, согласно религиозным представлениям индусов, творческая сила высочайшего божества, создающая мир. Созданный Майей мир, имеющий призрачное существование, всегда подвластен ей) человеческого неверия со всеми ей подвластными ересями будет низвергнута в Паталь* (*Патала – подземный мир), а Майа достойных и благочестивых людей поселится с ними и поможет им наслаждаться жизнью в Мрэтин-Локе* (*Понятие Е.П.Блаватской. На санскрите будет правильно "Мрити-Лока" – "мир смерти" или "мир смертных", т.е. мир людей). Да будет также всем и каждому известно, что тому, кто поможет в распространении сей божественной рукописи, за каждую отпустится столько грехов, сколько обыкновенно отпускается набожному человеку за пожертвование брамину ста коров. Что же касается неверующих и не помогающих нам, то они будут отправлены в Нарак (ад).
— Передано и переписано рабою бога Вишну, во храме Вишвешвара, в Бенаресе — Мадлау Шрирам, в субботу, 7-го дня первой половины Шравана 1801 года эры Шаливагана... (то есть 26 июля 1879 года).
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 09 июл 2009 11:15

Дальнейшая судьба этого невежественно-хитрого послания мне неизвестна; остановила ли полиция распространение его или нет — дело мудрых правителей. Но оно превосходно характеризует как легковерие погрязшего в фанатизме народа, так и бессовестность браминов, эксплуатирующих свою несчастную паству.
Чрезвычайно интересно в отношении названия Паталь буквально означающего «преисподняя», одно открытие, сделанное санскритским ученым (Суами* (*Свами – уважительное именование в Индии религиозных деятелей) Дайанандом Сарасвати* (*Даянанда Сарасвати (1824-1883) – один из реформаторов индуизма), о котором мы говорили во втором письме), особенно если оно подтвердится филологами, как это обещано фактами. Дайананд доказывает, что древние арийцы знали и даже посещали Америку, которая и называется в древних рукописях Паталем — преисподнею страной, из имени которой позднее народная фантазия создала ад в роде греческого айда. Он подтверждает свое открытие изобильными цитатами из старейших писаний, особенно из легенд о Кришне и его любимом ученике Аржуне* (*Арджуна – эпический герой, происходит из легендарного царского рода Пандавов. Война между Пандавами и Кауравами описана в "Махабхарате". Пандавы олицетворяют в этой поэме светлое начало). По преданию, сам Аржуна ввел это поклонение змеям в Патале. Стечение обстоятельств и тождественность имен до того поразительны, особенно, когда мы находим их в двух совершенно противоположных странах света, что, право, стоило бы нашим ученым обратить на это внимание.
Имя жены Аржуны Иллупль* (*У Арджуны было три жены: Улупи (дочь царя змей), Читрангада (земная царевна) и Субхадра (сестра Кришны). Предположения Блаватской о древнемексиканском происхождении имени Улупи не подтверждаются) чисто древнемексиканское и если мы отбросим в сторону гипотезу Суами, то станет совершенно невозможным объяснить себе присутствие подобного названия в санскритских рукописях задолго до христианских времен. Изо всех древних языков и диалектов только между языками аборигенов Америки постоянно встречаются подобные комбинации согласных букв как тль, пль и т. д. Дайананд указывает, между прочим, на Сибирь и Берингов пролив, как на путь, пройденный Аржуной 5000 лет тому назад и приведший его в Америку.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 09 июл 2009 11:18

Далеко за полночь просидели бы мы, слушая подобные легенды, если бы содержатель гостиницы не прислал предупредить нас об опасностях, угрожающих нам на балконе, ночью, особенно в лунные ночи. Программа этих опасностей состояла из трех отделений: 1) змеи; 2) дикие звери; 3) дакоиты* (*Dacoit (англо-инд.) – бандит, разбойник). Кроме кобры и «скалистой змеи», здешние горы изобилуют породой маленьких горных змей, известных под именем фурзен, самой опасной изо всех пород; у кушей и е их убивает человека с быстротою молнии. Луна привлекает их, и целые компании этих непрошеных гостей залезают на веранды домов «греться»; им тут, во всяком случае, теплее, нежели на земле. Цветущая же и благоуханная пропасть у подножия веранды оказывалась любимым местом прогулки тигров и леопардов, приходящих туда по ночам «напиться» у протекающего внизу широкого ручья, и бродящих иногда до самого рассвета под окнами банглоу.
Наконец шальные дакоиты, притоны которых рассеяны по этим неприступным для полиции горам, часто стреляют в европейцев из одного лишь удовольствия отправить к праотцам ненавистного им белляти (*иностранца). За три дня до нашего приезда жена одного брамина была унесена тигром в пропасть, а две любимые собаки коменданта, спавшие на дворе, были убиты змеями. Не дожидаясь дальнейших объяснений, мы немедленно разошлись по своим комнатам. На рассвете нам предстояло ехать за 6 миль в Карли.

Из книги: Бессмертный лотос: Слово об Индии… – М., 1987.

Прим. - Все сноски - составителя сборника. - ПНП.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

Аватара пользователя
margo
Сообщения: 6705
Стаж: 14 лет 11 месяцев
Контактная информация:

Сообщение margo » 09 июл 2009 18:21

Читала очень долго, некоторые абзацы перечитывала по нескольку раз, но понравилось очень!! Спасибо, PNP!! У вас всегда такая интересная информация о Индии, истории Индии, истории индийского кино! Буду с интересом ждать следующих сообщении! И если возникнут вопросы, я буду их задавать, надеюсь можно?

Awaaz
Сообщения: 1246
Стаж: 15 лет 3 месяца

Сообщение Awaaz » 27 июл 2009 23:49

До чего здорово! Спасибо огромное, РНР, за такой топик. Считаю, что не Болливудом единым. Книги - вообще моя страсть. Регулярно наведываюсь в букинисты и, к счастью, всегда ухожу с покупками. Могу сказать, что в СССР издавалось очень много отличных книг об Индии и индийских авторов. Сейчас мало что можно купить, разве только Блаватскую и Гусеву. Их книги тоже очень ценны для интересующихся Индией.

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Рукавишникова. Храмы и джунгли

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:29

Н. Ф. РУКАВИШНИКОВА. ХРАМЫ И ДЖУНГЛИ

(Из сборника: Бессмертный лотос: Слово об Индии… – М., 1987. – С. 75-89.
Все примечания автора или редакции сборника. – ПНП).


Чужое вмиг почувствовать своим...
А. Фет


Мне удалось снова попасть в Ориссу лишь спустя девять лет (Автор имеет в виду свою поездку в Индию в 1968-1969 годах). Кажется, никто из побывавших в этом уголке индийской земли не остался к нему равнодушным. Из этого вовсе не следует, что Орисса красивее или интереснее других штатов Индии. Все они разные, особенные. И у Ориссы много этих особенностей.
Уже с самолета замечаешь, что в палитре местного ландшафта преобладает зеленый цвет во множестве оттенков: леса лежат подобно огромному плюшевому ковру, как бы брошенному небрежной рукой на неровное пространство, и кое-где разорванному острыми уступами темных монолитов и песчаными долинами рек. На востоке леса все чаще уступают место квадратикам полей. Самолет снижается, и вот уже видны пальмы и мощные манговые деревья. Сверху храмы Бхубанешвара можно принять за скалы, которым ветры и дожди придали замысловатые формы. Самолет идет на посадку, и отчетливо вырисовывается Лингарадж, главный храм столицы штата, рядом с ним огромный четырехугольный водоем, по сторонам которого множество небольших и совсем крохотных храмов. Самолет наклонился влево, и под крылом — новая часть Бхубанешвара с правительственными учреждениями, площадями, с ровными рядами современных построек. Еще один наклон самолета — и снова в иллюминаторе «старый город», где ребристые купола и пирамидальные завершения десятков храмов, соломенные кровли старых домов и плоские крыши новых теснятся вдоль дорог, оживленных движением: снуют велорикши, осторожно проталкиваются сквозь толпу велосипедистов автобусы и автомобили, прут напролом грузовики. По старым районам Бхубанешвара лучше ходить пешком, хотя здесь это не принято. Женщина-пешеход вызывает удивление у местных жителей и яростный лай собак со всей округи. Но это такие мелочи, про которые моментально забываешь, когда подойдешь, скажем, к храму Муктешварам или храму Раджарани, возведенных здесь по чьей-то прихоти тысячу лет тому назад. Можно часами бродить от одной группы храмов к другой, стараясь прочесть безмолвную, но выразительную летопись минувших столетий.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:30

Прибывшие в Ориссу на самолете путешественники наверняка поедут в город Пури, расположенный на берегу Бенгальского залива. Там в самом центре за двумя высокими каменными стенами стоит храм Джаганнатха (Джаганнатх — «владыка мира» — одно из имен-эпитетов Вишну), главная достопримечательность этого популярного в Индии места паломничества. У ворот храма-крепости иностранцев ждет неприятный сюрприз: вход им туда запрещен. Но не следует огорчаться: хороший гид проведет путешественника на крышу библиотеки, расположенной рядом с храмом на площади, и расскажет намного больше того, что может заметить даже любознательный турист. Гид перескажет легенды о Джаганнатхе, Балабхадре (Б а л а б х а д р а — старший брат Кришны) и Субхадре (С у б х а д р а – младшая сестра Кришны), деревянных идолах почти двухметровой высоты без рук и ног, имеющих лишь головы и туловища, о подземных сокровищницах храма, охраняемых, по представлениям местных жителей, исключительно змеями, о тайника в чреве идола Джаганнатха, о волшебной силе хранящегося там неизвестного предмета, способного умертвить любого, кто к нему притронется. Рассказ гида поначалу просто удивляет, как и многое другое в Индии, но вскоре возникает ощущение нереальности, сказочности окружающего мира. И когда потом бредешь вдоль отражающих бездонное небо водоемов, мимо небольших побеленных храмов, мимо тесно прижавшихся друг к другу зданий монастырей, гостиниц и ночлежек для паломников и даже обычных деревенского вида домов, еще долго кажется, что все вокруг происходит не наяву, что видишь это во сне или на экране кинотеатра. И вот, наконец, выходишь на широкий песчаный берег всегда теплого и неспокойного моря. В такой момент, появись на гребне волны пушкинская золотая рыбка, я бы не удивилась. Так и хочется, чтобы сказка длилась как можно дольше. Но чувство реальности быстро возвращается при встрече с нищими и больными, которых в Пури тысячи.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:31

Мои попутчики по самолету, индийская семья, собираются после посещения храма Джаганнатха побывать и в Конарке, чтобы посмотреть всемирно известный храм бога Солнца. Наслышаны они и о чудесной серебряной филиграни ремесленников города Катаки. Я назвала им еще несколько мест штата, интересных в архитектурном и историческом отношении, но женщины замахали руками:
— И так слишком много придется туда-сюда переезжать. Мы не привыкли. Как-нибудь в другой раз!
Прежде мне довелось побывать во многих городах и районах Ориссы, но теперь меня постоянно тревожила забота, не упустила ли я что-то очень интересное, единственное в своем роде. Надо бы посмотреть столицы бывших княжеств и посетить деревни адиваси (так в Индии называют выходцев из племен, составляющих четвертую часть населения штата).
Прошло около месяца после моего приезда в Катаку, прежде чем мне удалось отправиться в путь. На этот раз предстояла поездка на север Ориссы к моей доброй знакомой Деби, с которой мы подружились во время моей первой стажировки в Ориссе. Деби приглашала меня к себе на выходные дни. Письмо от нее пришло в день праздника Кхудурукуни. С утра в женском общежитии колледжа имени Рэйвеншоу в Катаке, где я жила, было заметно оживление. Девушки освободили от столов и кроватей одну из больших комнат, соорудили из веток и листьев что-то похожее на венок и украсили все вокруг цветами.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:33

— Это богиня Бхалукхуни, — сказала одна из знакомых студенток, указывая на непонятное сооружение из веток, и добавила, заметив мой удивленный взгляд, — это одно из имен богини Мангалы (Мангала — «счастливая» — одно из имен-эпитетов богини Парвати), богини Счастья. Сегодня вечером состоится пуджа, концерт профессиональных артистов, а потом — торжественный ужин. Мы пригласили ректора колледжа. А вообще-то у меня в деревне Кхудурукуни празднуется совсем иначе, намного веселее, интереснее.
— А ты мне расскажешь?
— Завтра, — пообещала она и убежала.
На следующий день вечером после занятий она сидела у меня в комнате. Край золотистого сари с зеленой каймой закрывал ее плечи. Стеклянные браслеты на руках позвякивали всякий раз, когда она поднимала руки, жестами помогая рассказу. Скуластое личико с большими глазами, курносым носом и крупным ртом было довольно миловидным. Но сама она, да и ее родители считали ее дурнушкой. Они не надеются быстро найти ей жениха — призналась она мне.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:34

— Начинается праздник в сезон дождей, в месяц шрабан, по европейскому календарю в августе — сентябре, в первое воскресенье после полнолуния, — начала она свой рассказ. — Утром мы, девочки, ходим в лес за ветками и листьями, из которых вяжем венок. Он изображает богиню Мангалу. Потом идем купаться в реке, прихватив с собой бамбуковые веточки, цветы, чашки с пастой холди и горчичное масло. В воде мы предлагаем богу Солнца немного пасты и цветов. Выйдя на берег, мы все вместе лепим из мокрого песка столбик — символ бога Шивы, из ракушек и листьев делаем ему глаза и рот. Мы ему преподносим холди и цветы и просим его послать благополучия и успехов нашим отцам и братьям. Дома же мы готовим угощение для богини Мангалы. В этот праздник ее положено угощать рисом, смешанным с рисовой шелухой. А вечером начинается главное веселье. К ритуалам не допускаются профессиональные жрецы — брахманы, да и девочки из брахманских семей тоже не должны участвовать в этом празднике. И так четыре воскресенья подряд, а на пятое воскресенье мы топим изображение Мангалы в реке. Мы много смеемся, танцуем, кричим! Бывает очень весело!
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:34

— А почему подмешивают рисовую шелуху в угощение?
— Название праздника переводится как «любительница рисовой шелухи». Рисовыми отрубями и шелухой кормила богиню девочка Тапои. Ты не знаешь эту легенду? Тогда слушай! Давным-давно жила-была девочка по имени Тапои. Она была дочерью богатого купца Танаябанты. Кроме нее, у родителей было еще семеро сыновей. Но она была младшей в семье и потому самой любимой. Сыновья выросли, женились и привели в дом невесток. Жили они в достатке, потому что отцу всегда во всех его торговых делах сопутствовала удача. На семи своих кораблях он возил товары в далекие страны. Но время шло, умерли родители, и настало время сыновьям самим снаряжать корабли и плыть через моря и океаны. Перед отплытием они наказали женам, чтобы те берегли и лелеяли маленькую Тапои. Но они быстро забыли наказ мужей. «Вот вернутся ваши мужья, что им может наговорить ваша золовка! — нашептывала им завистливая соседка, вдова брахмана. — Они поверят любой небылице, какую наплетет эта девчонка! Она — ваш враг. Ее нужно извести».
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:35

Одетая в лохмотья и полуголодная Тапои уходила в лес пасти коз. Невестки по очереди должны были давать ей в узелке еду. Старшие шестеро невесток клали в узелок лишь землю и золу, только младшая в тайне от старших подкармливала Тапои.
Однажды случилась в лесу беда: пропала любимая коза старшей невестки. Тапои избили и отправили ночью в лес с приказом: «Пока не найдешь козы, не возвращайся!» Девочка шла по лесу, всхлипывая от страха, усталости и обиды. Вдруг она услышала девичьи голоса и побежала. И что же? На полянке она увидела несколько девушек, совершавших подношение и молившихся богине Мангале. Тапои попросила богиню помочь ей отыскать пропавшее животное, а вместо подношения положила перед Мангалой немного рисовых отрубей и шелухи — все то, что успела сунуть ей младшая невестка. Вскоре коза отыскалась и девочка смогла вернуться домой. Прошло несколько дней. И снова голодная Тапои пасла коз в лесу. В узелке опять ничего не было, лишь пыль да зола. Она упала в отчаянии на землю, зарыдала и попросила богиню Мангалу помочь ей. Так уж случилось, что братья, возвращавшиеся из дальних странствий, пристали к берегу именно в том месте, где рыдала бедная Тапои. Она им все рассказала. Братья наказали шестерых жен, отрубив им носы и выгнав из дома. Потом, правда, бог Шива помог этим женщинам — вернул им носы и помирил с мужьями.
Культ богини Мангалы, освященный праздником Кхудурукуни, дошел до нас из глубины веков, с того времени, когда бесстрашные жители прибрежных районов современной Ориссы плавали к берегам Явы, Суматры, основывали поселения в Бирме и в других районах Юго-Восточной Азии.
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

PNP
Сообщения: 1213
Стаж: 16 лет 5 месяцев
Контактная информация:

Сообщение PNP » 25 янв 2010 15:35

Я всегда с большой любовью вспоминаю индийские дороги. Несмотря на тяжелые, льющие, как у нас говорится, словно из ведра дожди, наводнения, затопляющие огромные пространства, оползни и другие частые стихийные бедствия, шоссейные дороги всегда содержатся в отличном состоянии. Их быстро ремонтируют. И куда бы вы ни поехали, в какую бы глубину вас ни забросила судьба, всюду под колесами вашего автобуса или машины будет гладкое полотно асфальтированной дороги. Но не только это. Дорога неизменно дарит незабываемые впечатления, новые знакомства, интересные разговоры с попутчиками. То промелькнет за окнами автобуса храм с затейливыми каменными скульптурами, то навес с маленьким божком внутри и сидящим рядом с ним жрецом, то размеренно прошествует мимо аскет в причудливом одеянии, то пропорхнет, подобно стайке птиц, группка девушек в ярких сари, то попадется на глаза маленький паланкин с грустной женщиной, которую после свадьбы несут в дом мужа. Или неожиданно кончится лес, и откроется сочно-зеленая панорама рисовых полей или холмистая даль, покрытая лиственными лесами. Мне приходилось в дороге наблюдать лесные пожары в горах Ориссы. До сих пор не могу найти объяснения тому факту, что пожары в джунглях распространяются не сплошной стеной, как в наших лесах, а кругами, огненными кольцами. На мой вопрос один индиец ответил: «Так дует ветер».
Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;
ничто не грозит рожденному на свет, кроме смерти...
(Древняя индийская мудрость)

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей