Амитабх Баччан и битва Индии за сохранение своего кинематографического наследия.
Сегодня Амитабху Баччану будет вручена награда Международной федерации киноархивов и музеев. На протяжении десятилетий заслуженный актер хранил около шестидесяти своих фильмов в отдельном помещении с кондиционером, расположенном в его резиденции. Пять лет назад он передал эти пленки в киноархив, которым управляет городская некоммерческая организация, ответственная за сохранность и реставрацию индийских фильмов. Фонд Film Heritage Foundation возглавляет режиссер Шивендра Сингх Дунгарпур, а лицом данного бренда является мистер Баччан. В течение многих лет он неустанно пропагандировал необходимость сохранения быстро приходящего в упадок кинематографического наследия Индии.
В пятницу Баччана чествуют за эту малоизвестную грань его деятельности, кинорежиссеры Кристофер Нолан и Мартин Скорсезе вручат ему награду, обладателями которой ранее становились такие известные кинематографисты, как Ингмар Бергман, Агнес Варда и Жан-Люк Годар.
По словам Дунгарпура, Баччан "всецело посвятил себя" идее сохранения и архивирования кинопродукции. Однажды актер признался, что его очень огорчает тот факт, что он не может посмотреть некоторые фильмы с участием молодого Дилипа Кумара, потому что те "просто потерялись". В Индии ежегодно производится около 2000 фильмов примерно на 36 языках. Однако, на территории страны существует всего два киноархива - государственный в западном городе Пуна и некоммерческий, возглавляемый Дунгарпуром. "Этого совершенно недостаточно, учитывая нашу богатую и плодовитую историю кино", - считает Дунгарпур. Неудивительно, что большая часть легендарного кинематографического наследия Индии была потеряна и повреждена из-за некачественной консервации и хранения пленок.
Вероятно, первый звуковой фильм "Alam Ara" 1931 года и первая цветная кинолента "Kisan Kanya" 1937 года безвозвратно утеряны. Не лучше обстоят дела и с современными картинами. Оригинальные кадры документального фильма о героине освободительной борьбы Лакшми Сахгал, снятого Саем Паранджпье в 1977 году, и историческая драма 1988 года, "Bharat Ek Khoj" Шьяма Бенегала, больше не существуют. По утверждению С.С. Раджамули, негативы фильма "Magadheera", созданного им в 2009 году, "исчезли в течение всего шести лет".
Шивендра Сингх Дунгарпур констатирует, что из 1138 немых фильмов, снятых в Индии, сохранились только 29. Около 80% из более чем 2000 фильмов, снятых в Бомбее в период с 1931 по 1950 годы, недоступны для просмотра. В прошлом году он и его команда обнаружили 200 фильмов, хранившихся в обычных мешках на складе в Мумбаи. "Это были кинокопии и кинонегативы, которые кто-то только что выбросил", - рассказывает он. И это еще не все. По данным государственных аудиторов, 31 000 катушек фильмов, хранившихся в государственных архивах, были утеряны или уничтожены. В 2003 году в результате пожара в государственном архиве было повреждено более 600 кинолент, среди которых находилась оригинальная пленка первого немого индийского фильма, снятого в 1913 году и ставшего классикой кинематографа - "Raja Harishchandra". "Мы должны уважать свое прошлое. А для этого нам необходимо сохранять и восстанавливать свои кинокартины", - говорит режиссер Гаутам Гхош.
До появления цифровых технологий киноленты обычно хранились в виде оригинальных негативов, дубль-негативов и копий. По словам Дунгарпура, после того, как в 2014 году большинство индийских кинематографистов отказалось от использования пленки, многие кинолаборатории оцифровали свои материалы и выбросили негативы, посчитав, что они больше не нужны: "Оригинальный негатив, снятый камерой, имеет гораздо более высокое разрешение, чем современный цифровой. Они этого не знали. Это полная катастрофа. Необходимо попытаться совершенно по-новому осмыслить значение снятого на кинопленку фильма и его истории".
За последние шесть лет Дунгарпур и группа экспертов из ведущих киноархивов и музеев мира провели семинары по всей Индии и обучили более трехсот человек основам реставрации и хранения фильмов. Фонд собрал и сохранил более пятисот кинолент ведущих индийских режиссеров, в том числе документальные свидетельства о событиях, предшествующих обретению независимости, а также частные съемки, позволяющие окунуться в домашнюю атмосферу тех лет. В его коллекции есть такие раритеты, как две 16-миллиметровые катушки, запечатлевшие беседу оскароносного режиссера Сатьяджита Рэя и легендарного итало-американского режиссера Фрэнка Капры. Дунгарпур хранит десятки тысяч старых фотографий, фотонегативов и постеров к фильмам, знакомящих с историей индийского кинематографа.
Баччан всегда открыто заявлял о необходимости остановить разрушение кинематографического наследия Индии. Два года назад на международном кинофестивале в Калькутте он сказал: "Наше поколение ценит и уважает огромный вклад в кинематограф легенд индийского кино, но, к сожалению, большинство их фильмов уничтожены или выброшены на свалку. Очень немногое из нашего кинематографического наследия сохранилось, и если мы не предпримем срочных шагов для спасения того, что осталось, через следующие сто лет не останется памяти обо всех, кто был до нас, и кто запечатлел нашу жизнь на экране".
Источник:
https://www.bbc.com/news/world-asia-india-56400936 (перевод LudmilaGros, специально для форума "Индийское кино")