Lori писал(а): Лишь бы он был жив, Мегхну - "в топку", раз такая дура, закон Дарвина в действии.
По моему, Амар по любому предпочел бы несколько мгновений близости с Мегной (в смысле не только получить их от нее, но и подарить их ей), чем остаться живым и всю оставшуюся жизнь видеть перед глазами образ непокоренной, отчужденной и ожесточенной возлюбленной, эффектно взрывающейся, разлетающейся на части и сгорающей в инфернальном пламени. Ну и индуистское (и вообще религиозное) мировоззрение нельзя сбрасывать со счетов. У Амара могли быть догадки и надежды, что его поступок и ответная реакция Мегны не пропадут втуне и как-то отзовутся в последующих жизнях или повлияют на судьбу их душ.
Прекрасный фильм. Даже подозреваю, что это лучший фильм о любви в индийском кинематографе. Как-то жалко, если кто-то откажется его смотреть из-за боязни расстроить свою нервную систему. Это фильм, событийность которого ускользает от однозначной интерпретации. Увлеченный зритель, досмотрев до конца, как правильно оказывается в шоке той или иной степени тяжести. И в попытках понять «а что это было то?», рождаются подчас противоположные толкования, в том числе и такие, о каких вряд ли задумывались и его создатели. Вот мое впечатление-рецензия от него:
Фильм, не смотря на крайне драматичный сюжет, не тяжелый и не мрачный, он наполнен невероятной энергетикой, атмосферой восточной сказки, мистической музыкой и легким юмором. (напр. резюме Амара после первой встречи с Мегной: «во всем мире это была самая короткая история любви», диалог на базаре Амара и директора местной радиостанции: «Вы из всеиндийского радио?» - «Да, но только после того, как поругаюсь»). Сложный социальный контекст, в котором действуют герои, показан не в большей степени, чем нужно для того, чтобы раскрыть необычную историю любви. Всеобщее сумасшествие мира сотворило Мегну, сделало из обычной деревенской девочки таинственную заколдованную красавицу. Девушка стремиться к смерти, и у нее на пути только одно препятствие – в виде жизнерадостно безбашенного и одновременно старомодно целомудренного и романтического юноши. Но образ Амара был бы неполным без всех этих интервью с террористами, стремлений докопаться до правды жизни и политических идеалов. Чего стоит хотя бы сцена на провинциальном фестивале, когда полицейские застреливают террориста и Амар видит в толпе Мегну, которую отчаянно искал, он не бросается за ней, а продолжает снимать репортаж, рискуя навсегда потерять ускользающую мечту. Однако господин случай упорно сводит двух героев вместе, вопреки всяким законам вероятности. Ближе к концу фильма происходят уже совсем фантастические дела. Пересмотрела фильм много раз и так и не смогла понять, каким образом Амар спасся, после того, как в него стрелял террорист (упал в какой-то колодец?) и как смог сбежать в больнице от полиции. Герой пообещал любимой, что не оставит ее, и сила этого обещания как будто начала действовать по своим собственным законам, не раскрываясь ни наблюдателю, ни самому герою, пренебрегая всеми условностями реальности. Почему же любовь, творящая чудеса, оказывается бессильной спасти Мегну от смерти? Потому что, как это не тривиально, невозможно спасти человека против его воли, а любовь не ломится в чужую душу как разбойник с ножом, а терпеливо стучит в дверь и ждет ответа и приглашения. Настойчивые просьбы Амара в течение всей истории, чтобы Мегна призналась в любви к нему – это не только и не столько банальное желание быть любимым. Это попытки разбудить парализованную душу девушки. Амар всем сердцем любит Тайну в Мегне, но также всем сердцем ненавидит то таинственное и непостижимое для него зло, которое опутало душу Мегны и мешает ей принять жизнь и любовь. Эта любовь-ненависть заставляет действовать дерзко-агрессивно и провокационно, но никогда не переходит черты, где начинается насилие над волей другого человека. С каким упорством и изобретательностью Амар пытается достучаться до настоящей Мегны, как пытается сократить расстояние, не пересекая границ дозволенного. Но к Мегне можно приблизиться, только приблизившись к смерти: «Ты не видел того, что видела я. Ты сидишь в Дели и проигрываешь песенки по радио… Знаешь, каким бывает дыхание смерти? Откуда тебе знать?» Это вызов… Это борьба до последних мгновений жизни, ведь даже когда смерть неотвратима, еще не поздно выбрать – умирать с холодной ненавистью и гневом, с «отвагой» мертвеца, или попытаться принять любовь и сказать на прощание жестокой и прекрасной жизни: «спасибо за все». И эти несколько мгновений трепетно-отчаянной близости настолько совершенны и полны жизнью, что смерть спешит лишь затем, чтобы засвидетельствовать свое поражение. А для тех зрителей, кто питает надежду (или иллюзии) о любви как истинном бытии, пребывающем в вечности, финал фильма оставляет пространство для фантазий о пророчестве из прологовой песни «Chaiyya Chaiyya»: «кто следует за тенью любви, тот вступит на земли рая».
Но, если все-таки фантазировать об альтернативной концовке, то я представляю ее приблизительно такой: Амар так же просит Мегну взять его с собой и потом так же умоляет признаться в любви, Мегна кивает, пытается к нему прильнуть, Амар удовлетворенно ее отстраняет, достает из-за пазухи ножик, не давая опомниться Мегне, поворачивает ее к себе спиной и четким уверенным движением разрезает исподнее платье, срывает его и выкидывает в овражек (в финальной сцене действие происходит на холмистой местности и с левой стороны земля идет под уклон вниз, вполне можно предположить, что там может быть небольшой обрыв). После чего бросается вместе с Мегной на землю, заслоняя своим телом обнаженную девушку. Происходит взрыв (в фильме между кивком Мегны и взрывом проходит 25 секунд экранного времени, вполне достаточно при некоторой сноровке для того, чтобы избавиться от бомбы). Героев засыпает землей, они обнимаются, видно, что Амар ранен, но не понятно, насколько серьезно. Тяжело дыша, Амар шепчет: прости, что обманул тебя, но это был единственный способ узнать, любишь ли ты меня.
Не знаю, наверное, пояс шахида делают так, что снять его, не подорвавшись, невозможно. Но кто в этом разбирается?