Статья о Радж Капуре из "Энциклопедии индийского кино"
Сегодня по случаю 88 годовщины со дня рождения Радж Капура предлагаем вашему вниманию
статью о Радж Капуре.
Радж Капур (1924 - 1988)
Мегазвезда хинди, продюсер, режиссёр и многообразный шоумен. Родился в Пешаваре
(ныне в Пакистане). Настоящее имя Ранбиррадж Капур, сын актёра Притхвираджа Капура.
Работал с отцом как сценический актёр, менеджер по производству и художник - постановщик. Первую роль в кино сыграл в возрасте 11 лет. На студии "Бомбей Токиз" начинал как
помреж. (с "хлопушкой"); затем стал ассистентом режиссёра, им же был на студии
"Ранджит" (в 1946 году).
В 1948 году основал студию "Р.К. Филмз" для своего фильма "Огонь" ("Aag"). В 1950 году
превратил её в полномасштабную компанию в Чембуре в Бомбее, продолжая тем
самым наряду с Мехбубом, Кардаром и Сохраб Моди студийные традиции в период
после обретения Независимости. Его экранный персонаж то и дело заставляет
вспоминать о чаплиновском бродяге, но Капур отдаёт должное Франк Капра (об их
первой встрече Капра вспоминает в автобиографии) и Витторио Де Сика (особенно
"Чудо в Милане", 1950).
Ранние фильмы, прежде всего "Бродяга" (Awara") и "Господин 420" ("Shri 420"),
сценарии которых написаны Х. А. Аббасом, свидетельствуют о сентиментальном
отношении к реформам, представляя политическую Независимость как потерю
невинности в обмен на стабильность, что воплотилось в том образе матери/возлюбленной,
который создала Наргис. Благодаря тщательно разработанным декорациям, прекрасным
съёмкам и музыке (музыку, как правило, сочиняли Шанкар и Джайкишан, текст писали
Шайлендра и Хасрат Джайпури), эти фильмы стали чрезвычайно популярны во всей
Индии, в СССР и на Ближнем Востоке.
Несмотря на то, что в титрах "Чистильщиков обуви" ("Boot Polish") режиссёром
обозначен Пракаш Арора, один из ассистентов Капура, большую часть окончательной
версии картины приписывают самому Капуру.
Он выпустил также фильм "Под покровом ночи" ("Jagte Raho"), где исполнил свою
классическую роль.
В фильме "Сангам" ("Sangam"), его первой картине в цвете, использованы натурные
съёмки в экзотических местах Европы.
В 70 - годы в его творчестве отчётливо проявились сексуальные мотивы, особенно
после кассового провала принципиального для него фильма "Моё имя клоун"
("Mera Naam Joker"), сентиментальной мелодрамы, сделанной по следам "Огней
рампы" ("Limelight", 1951, Чарли Чаплин) и потребовавшей 6 лет работы.
В "Бобби" ("Bobby") он снял в главной роли дебютантку Димпл Кападию, её партнёром
был Риши Капур.
В последнем творчестве Капура соединение сентиментальности, безудержной
стилизации и откровенной эротики (что вызвало протесты относительно морали)
напоминают фильмы Сесиля Де Миля.
Кидар Шарма (1952) охарактеризовал Капура как режиссёра с концепцией
любви Пещерного человека (Cave Man). Махеш Бхатт назвал Радж Капура
отчаянным (audacious) режиссёром, который в большинстве своих фильмов
показывал неудержимую чувственность школьника (the feverish carnality
of a schoolboy).
Капур был продюсером собственных фильмов.
Источник: "Encyclopaedia of Indian Cinema".Chi.; I.., 1999,
стр. 119 - 120, перевод с англ. И. В. Беленький под редакцией Юрия Корчагова.