"Никогда не говори прощай". Каран Джохар (2006).
Рецензия Падмини.
Я люблю этот фильм и дело здесь далеко не только в одном Шахе (хотя тут у него одна из самых ярких ролей во всём его многоцветном актёрском букете), не только в прекрасно подобранном актёрском составе и даже не только в метких репликах диалогов, которые уже давным–давно индоманы растащили на цитаты. Не смотря на то, что Каран значительно облегчил сюжетную фабулу, по всей видимости, чтобы минимизировать противоречивые мнения, которые всё равно тут же возникли после релиза фильма, продукт на выходе получился весьма неоднозначным. Сколько словесных копий было сломано из-за него на различных языках по множеству форумов. Зрители, критики спорили как безумные, кричали друг на друга и обижались друг на друга за абсолютную полярность своих мнений. Определённая внеморальность целого ряда поступков главных героев и самое главное – безумная любовь всей жизни абсолютно антиромантичного героя, который для одних казался чуть ли не воплощением всего скверного, что может быть в мужчине, а для других — необыкновенно притягательной личностью из-за сочетания в себе неукротимой внутренней силы и слабости одновременно. Вот эта самая неоднозначность, позволяющая каждому увидеть и понять фильм совершенно по-своему, и является его основной художественной ценностью, компенсирующей практически все недостатки и каждый раз снова и снова подкупающей меня как впервые.
Яркие герои, живые, почти как в жизни отношения (хотя и с изрядной долей приукрашенности и про голливудского юмора иначе Каран не был бы Караном). Вспоминая фильм, часто ловлю себя на мысли, что в своей жизни я сама успела побывать понемножку в шкуре то Рии, то Майи, то Дева и даже совсем чуть-чуть Риши. Конечно, я имею в виду в первую очередь их основные проблемы и те особенные тараканы в их головах, определяющие своеобразие их мыслей и поведения. Возможно, в будущем ещё придётся почувствовать себя немного Секси Сэмом или героиней Кирон Кхер. Кстати очень обидно, что столько всего было сказано и написано о главном четырёхугольнике в фильме, а вот об этой своеобразной пожилой паре и трогательной душевности их взаимоотношений редко кто высказывался.
Шутки в КАНК часто грубые и слегка вульгарные. Есть моменты с едкой сатирой, например касающейся, всевозможных популярных на западе публицистических бестселлеров псевдо психологического характера, якобы призванные помочь человеку преодолевать его жизненные трудности. А есть просто очень-очень забавные моменты, каждый раз вынуждающие меня смеяться до слёз, несмотря на полубессознательное чувство некоторой неловкости от происходящего на экране (например, «эротический» массаж Дева или садо-мазо Майи). К тому же юмор и сатира являются той самой необходимой психологической разрядкой, смягчающей давящий на психику эффект драмы.
В общем и целом КАНК с трудом, а то и вовсе в штыке воспринимается лицемерными морализаторами или людьми, не сталкивавшимися в жизни со сложными дилеммами. Делать выбор всегда непросто, а выбирать между долгом и сердцем – особенно. И, к сожалению, жизнь далеко не каждому даёт второй шанс, который получили Дев и Майя.
Заметка постфактум:
«Майя» — ключевое понятие индийской философии и одновременно индустской религиозной доктрины, которые при своём обычном употреблении может меняться в нюансах своего значения в зависимости от контекста.
Поэтому, если в фильме героиня носит такое имя – это точно не просто так. В частности, если брать фильмы с Шахом, то я помню как минимум три случая использования этого имени по отношению к главной героине.
1) «Сумасшедшее сердце». Майя в этом фильме означала мечту, воплощение грёз ГГ об идеальной возлюбленной.
2) «Никогда не говори, прощай». Здесь имя героини связано, прежде всего, с тем, что её брак был ни чем иным, как самообманом. Прав был её супруг, когда в минуту гнева выложил ей, что она в действительности никогда и не выходила замуж.
3) «Госпожа Майя». Здесь имя героини имеет чётко выраженное философское звучание – иллюзия. Оно означает с одной стороны как восприятие героиней окружающего мира, так и собственно внутреннюю сущность её самой.
Падмини
**********************************************************************************************************************
Майя — это не обычная женщина, а некое «существо»…
Во-первых, ее имя. Говорящее (или предупреждающее о чем-то) имя. Мои дальнейшие рассуждения и родились благодаря тому, что Падмини подчеркнула значимость этого имени.
Во-вторых, она сирота (про сиротство есть в моем отзыве по «Бахубали»). Что ещё? Невозможность иметь детей. То есть тут обыгрывается такой момент, что она «не стыкуется» с обычным мужчиной. Существо из потустороннего мира, не от мира СЕГО, как мы говорим о таких людях. Ну так и есть, она от «другого» мира.
Для того, чтобы заполучить в спутники жизни такое неземное создание, нужно самому быть хотя бы немножко «того» А Риши — простой деревенский парень, так сказать. Он просто хороший человек. Ну полюбил простой смертный Артемиду в образе лани (или лань что-ли в образе Артемиды :mrgreen: ), и что дальше? Ни сексом толком не заняться )))), ни детей не будет… Хорошо, хоть жив остался. Вообще-то простым смертным лучше с такими существами не связываться, это смертельно опасно! Как для иномирного существа, так и для простого смертного. В кино такой вариант применительно к этим героям мог быть обыгран как, например, суицид на почве неразделенной любви, убийство на почве ревности, аварии во время бурной ссоры и т.д. Так что герою Абхишека (по большому счёту) ещё повезло, дёшево отделался)))) Ему бы в тридесятое царство сходить, да назад вернуться. Может тогда бы он сам как личность, претерпев метаморфозы, дорос бы до своей избранницы, но… Судьба-злодейка закинула в этот портал не его…
Как там говорится?))) «На этом месте должен был быть я»))))
Дев. Опять же… имя. Непростое имя.
Википедия. «Дэ́ва, или дэвата (санскр. देव, deva IAST) — бог, божественное существо в индуизме… Одни дэвы представляют силы природы, а другие — определённые моральные ценности…» Встреча с Майей (иллюзией…) во время сакральной (свадьба) церемонии. Уже заглянул туда, куда по большому счёту не следовало бы. А потом авария. Сходил в потусторонний мир и (!!!) вернулся. Вернулся другим человеком. Нужно заново учиться ходить (обыгрывается буквально — хромота, кстати, хромота в народных поверьях как раз признак «демоничности», можно ещё «Баджранги» вспомнить, там герой Салмана после «инициации» тоже фактически заново учился ходить). И любить? И жить? У него поменялось все, ВСЕ в нем ВНУТРИ изменилось. Он стал другим человеком. Как на физическом плане, так и на внутреннем, духовном. Он растерян. Он зол. Он не знает что теперь делать.
А Рия — прекрасная, но обычная земная женщина. (Рия и Риши. Имена похожи. Тоже что-то означает?). И Рия, и Риши — это воплощение реальности, это представители «этого» мира. И вот встреча с родственным человеком (???). А может и не совсем человеком? Существом? И их снова засасывает в этот портал, откуда для них (уже в принципе к этому предрасположенных) началось необратимое. Думаю, что у них есть шанс. По большому счету они друг для друга как раз и есть этот самый шанс — шанс иномирных существ прожить более-менее счастливую жизнь в мире обычных людей.
Источник