Ещё немного о Чарулате/Чарулоте.
(я так и не поняла, почему кинопоиск это красивое имя пишет через "о").
Кадры из фильма:
Ещё отрывок из одной рецензии (без спойлеров):
И вот я задался вопросом, почему, казалось бы, сто раз виденными банальными приемами индиец достигает-таки необходимого. Интуиция? Точный расчет? Намеренно он заряжал эротизмом каждую сцену, или оно так получилось, учитывая его совершенную технику кинописьма? Вообще, когда говорят о Рэе, в первую очередь вспоминают его формальное совершенство - потому что оно необъяснимо. Никаких тебе завораживающих операторских изысков, длинных планов, изощренной работы с внутрикадровым монтажом. Простая, строгая манера, такую мы в европах зовем классикой. Так вот я нашел, кажется, нужное слово, описывающее это кино - девственность. И понял, каким образом индиец-эстет, приводящий в восторг абсолютом синтеза формы и содержания, когда музыка, пение, письмо, язык бенгали, интерьеры, свет неба, направление лучей солнца и тени под глазами создают неподражаемую рэевскую индийскую киносимфонию - снимает настолько человеколюбивые фильмы. То есть, казалось бы, если ты эстет, то и кино у тебя должно быть холодное, а людей ты если и любишь, то разве что в смысле шахматных фигурок на доске. Любишь не столько людей, сколько силуэты, тени, красивые фигуры и лица.
"Чарулата" это девственно чистое кино. И не потому, что там никто не целуется (Индия, алё), друг с другом не спит, секс мужу заменяет печатание газеты, а женская чувственность выражается в вышивании и шитье тапочек. Просто Рэй видит людей как будто в первый раз, и радостно удивляется любому их дурацкому, любовному, ревнивому, подлому поступку - как радуемся мы детским дракам, играм, примирениям и детской же любви. Его взгляд девственно чист, как молодые побеги после дождя. Поэтому даже подлые поступки, попадая в фокус объектива, вызывают не ярость и негодование, а грусть. По "Чарулате" еще больше кажется, что Рэй снимал скорее для каких-то чужестранцев, по ошибке прилетевших на нашу Землю. Он им показывал нас, всякий раз смеясь и завороженно приговаривая, "нет, вы только посмотрите на нее, как она обижается, и в чем выражается ее обида, какая прелесть!" Герои - хорошие, даже плохие. Потому что все равно люди, а "люди, они такие милые, нет, вы взгляните на него, самодовольный бородатый болван, больше всего ценящий преданность, но какой же он симпатяга!" И это не значит, что "Чарулата" лишена боли или страдания и представляет собой этакий сад наслаждений. Нет, тут есть и боль неразделенной любви, и боль ревности, и боль предательства, и боль попытки примирения. Просто Рэй, а с ним и его герои, любят мир не потому, что согласны со всем тем, что в нем есть, а потому, что с ним словно бы и не знакомы. Видят впервые. Чувствуют впервые. Любят впервые. Предательству удивляются впервые. Как дети. "Какие милые они, эти ваши люди, ну, дурачки, конечно, но совершенно неотразимые в своих дурачествах", - думал верно Рэй, когда снимал этот фильм. Сам при этом такой же смешной дурачок в своем пантеистическом оптимизме и милый, бесконечно милый в своей манере рисовать людей как детей - которые могут быть какими угодно негодниками, но при этом оставаться совершенно неотразимыми в своей девственной чистоте и непосредственности. Такими же, как и его кино.
© Copyright Афанасьев Сергей Игоревич
http://samlib.ru/a/afanasxew_s_i/chapul ... reja.shtml
Вот теперь думаю более-менее достаточно.
Очень надеюсь увидеть вв этой теме и отзывы форумчан.