Мой отзыв от 2014 года.
Ram Jaane («Бог знает»)
За основу взята сюжетная линия голливудского фильма 1938 года «Angels with Dirty Faces» («Ангелы с грязными лицами»).
Режиссер - Раджив Мехра. У Шаха с этим режиссером два фильма – «Ram Jaane» и более ранний «Chamatkar» («Чары Колдовские»).
Продюсер - Парвеш С. Мехра. В фильме есть эпизод, когда Рам Джане и Бэла смотрят фильм, в котором танцует Мандакини. Это фильм 1986 года «Jaal» («Сети любви»), который также продюсировал Парвеш С. Мехра (видимо, поэтому отрывок именно из него и показали).
Фильм вышел в прокат 29 ноября 1995 года. Это был первый релиз Шаха после «Непохищенной…».
Наверное, в том числе, и это стало причиной того, что фильм оказался малозамеченным. Со дня премьеры «Непохищенной» прошло больше месяца, но фильм продолжал с триумфом идти в кинотеатрах. Зрители оказались настолько очарованы Раджем и Симран, их солнечной, оптимистичной историей любви, что не готовы были к такому жесткому, очень грустному фильму и образу Шаха в нем.
Но при этом фильм не стал флопом. Его статус - Above Average (дословный перевод – «выше среднего»), т.е. не провалился, но и не стал хитом.
А для меня это один из самых любимых фильмов. Хотя здесь, наверное, не совсем подойдет это слово. Скажем, наилюбимейшие «Эту пару…», «Непохищенная…», «Сумасшедшее сердце» и другие засмотрены до дыр. А этот фильм - один из тех, которые я решаюсь посмотреть очень нечасто.
Потому что, не просто любимый, а пропускаемый через себя, рвущий душу в мелкие лоскуты, и каждый раз долго отхожу после просмотра. Сердце начинает щемить при первом появлении Шаха – Рам Джане на экране, потом уже не замечаю, что все время текут слезы, а в конце фильма я уже просто никакая… Меня нет…
Считаю, что роль Рам Джане – одна из сильнейших драматических ролей Шаха!
Если брать именно драматические, трагические роли, то для меня эта роль по силе восприятия и воздействия на одном уровне с ролями Шаха в «Darr», «Dil Se», «Devdas», «My Name Is Khan». Роли разные и сыграны абсолютно по-разному, но они все объединены их очень сильным эмоциональным воздействием на меня, тем, насколько эти трагедии проходят через сердце и душу.
Очень жаль, что фильм и игра Шаха не оценены по достоинству, да и сам Шах очень редко упоминает его в своих интервью и статьях. Если и упоминает, то «через запятую», вместе с другими фильмами. В интервью последнего времени не нашла упоминания об этом фильме вообще.
А в одном из интервью 2000 года Шах говорил, что
DDLJ,
Kabhi Haan Kabhi Naa,
Ram Jaane,
Yes Boss,
Koyla,
Phir Bhi Dil Hai Hindustani его любимые фильмы, так как в них он сделал что-то новое.
Действительно, новое
!
Роль Рам Джане абсолютно уникальна для Шаха. Он сыграл бывшего беспризорника, одного из тех, кого называют «отбросами общества», маргиналами. Ни до, ни после он больше таких персонажей не играл.
Как Шах вылепил этот образ! Вальяжная, небрежная «воровская» походочка («Походка блатная, жизнь воровская...») , одновременно с этим постоянная готовность нанести или отразить удар… И эти руки в брюки ... Причем, совсем другими движениями, чем в жизни, или скажем, в "Пока я жив" ...
Жесты, тоже характерные для воровской элиты… Эти раздаваемые постоянно подзатыльники… Моментальные переходы от расслабленного состояния, от смеха к гневу…
И как Шах уже тогда мог распоряжаться своим голосом – фантастика!
Если послушать его голос в вышедшей в том же году «Непохищенной», и в этом фильме - насколько разные они по звучанию, тембру, интонациям
!
Роль отрицательная, вернее, я бы сказала, отрицательно-страдательная.
Бхансали говорил, что сыграть Девдаса Шаху «помогли» непроходящие боль и одиночество от утраты родителей, в первую очередь, мамы. Пожалуй, то же самое можно сказать и о роли Рам Джане.
Жесткий, грубый, насмешливый, не боящийся ни Бога, ни черта, бьющий и убивающий…
Но глаза… В глаза Рам Джане просто больно смотреть… Одиночество, неприкаянность, боль, отверженность - настолько все это ощутимо!
Выкинутый после рождения на помойку за ненадобностью; беспризорник без имени, пригретый бандитской шайкой, вынесший из детства один урок – в этой жизни ты или хищник, или дичь. Не хочешь быть сожранным, ешь других. Давай сдачи первым. С деньгами ты король, без денег – никто.
Бездомный щенок, всеми пинаемый, вырос в не знающего пощады пса. Но этот пес скулит во сне, вспоминая детскую ручонку, погладившую его, когда он был щенком. И за свирепым оскалом скрывается тоскливое одиночество и желание, чтобы погладили еще. Чтобы был дом, любящие хозяева…
И Рам Джане очень привязан к таким «погладившим» его людям – к главарю бандитской шайки Самиру Санвле, другу детства Мурли. Готов за них перегрызть глотку любому.
Его собственная жизнь для него ничто, он абсолютно ею не дорожит. Как он говорит: «Надо жить, ничего не боясь, и без страха умереть... Конец!» И с каким-то жутким наслаждением играет со смертью в «кошки-мышки»!
Лишний в жизни, и в любви Рам Джане оказался лишним. То, что предложила ему Бэла, было как подаяние нищему.
Порядочная девушка Бэла любит порядочного парня Мурли. А Рам Джане… А что Рам Джане?...
Для таких, как он – только шлюхи из борделя.
Шах весь фильм играл по максимуму, не щадя ни себя, ни зрителей. Наотмашь играл…
Но есть просто запредельно сыгранные сцены:
- Избиение Рам Джане в тюрьме полицейским Чьюте…
- Весь эпизод с Бэлой, после того, как она высказала ему всю правду… Эти глаза…
- Звериный крик, после того, как он прогнал Бэлу: «Зачем?!... Зачем я родился на свет?!»…
- Вся последняя сцена в тюрьме, когда Рам Джане выполняет просьбу Мурли, и после…
- Глаза Рам Джане, когда он увидел веревку… Его улыбка…
- Отказ от последней милостыни жизни – черного мешка…
На этих сценах просто хочется закрыть глаза руками… И невозможно отвести глаза…