5 важных моментов Смиты Патиль, которые доказывают, почему нет никого похожего на нее
Кажется, не было ничего, чего бы не смогла сделать Смита Патиль. Сегодня, в 67-ю годовщину со дня рождения культовой актрисы, мы перечислили пять наших любимых моментов Смиты в разных жанрах и на разных языках.
Среди множества самородков в книге Майтхили Рао "Смита Патиль: Краткое свечение" один касается Гириша Карнада в "Nishant" (Конец ночи).Этот классический артхаусный фильм Шьяма Бенегала 1975 года, снятый на феодальном фоне, положил начало карьере Смиты Патиль в кино, которая, как никто не предполагал, будет трагически короткой и в то же время легендарной по своему размаху и влиянию. Карнад, который играет в паре с Шабаной Азми в "Nishant", выделяет сцену, в которой Патиль исполняет tulsi pooja.Согласно A Brief Incandescence, это был момент, когда он “понял, что родилась звезда”. При повторном просмотре фильма сцена едва запоминается, но Смита Патиль, с ее необузданной интенсивностью, дымным присутствием и природным актерским даром, тем не менее, производит сильное впечатление. В этом фильме есть еще один прорыв в кино. Новичок Насируддин Шах играет ее мужа. Помимо Шаха и Патиль, которые оба начинали как любимцы параллельного кино, прежде чем играть в гламурном Болливуде в актерский состав также входят Амриш Пури, Шабана Азми, Мохан Агаше, Анант Наг и Кулбхушан Харбанда.
В этом репертуаре талантов, доминировавших в артхаузном кинематографе хинди,Патиль была всего лишь кометой. Тем не менее, история одного из самых знаковых кинодвижений в Индии была бы неполной без недолговечного гения Смиты. Актриса умерла в возрасте 31 года.Она оставила после себя мощное наследие, которое мы все еще обсуждаем, дискутируем и распаковываем более чем через два десятилетия после ее смерти. Ее фильмы создавали пространство для феминистских вмешательств, служа образцом для каждого последующего поколения актеров. От Табу до Радхики Апте, у всех острых радикалов Болливуда есть одна общая черта — яростно независимый голос Смиты Патиль, ее наглое пренебрежение условностями и непревзойденная интенсивность, которая венчает каждое ее выступление.
Это удивительные достижения для актера, который не посещал киношколу, никогда не лелеял никаких мечтаний об актерской карьере и, возможно, вообще не был создан для кино, учитывая ее нетрадиционную внешность. Это должно кое—что рассказать вам об этой бывшей ведущей маратхских новостей - возможно, она неохотно любила камеру, но камера полюбила ее мгновенно. Оказавшись под лучами прожекторов, она превратилась в “неотразимое присутствие, к которому стремится каждый актер” и которого редко достигает, как замечает ее наставник Шьям Бенегал в A Brief Incandescence.
Смита Патиль родилась 17 октября 1955 года и подростком обучалась театральному искусству в своей родной Пуне. Неудивительно, что в ее актерской игре вы можете увидеть интуитивные ритмы и интеллектуальную строгость сцены. Когда появились фильмы на хинди, она выбирала роли, которые стремились реалистично изобразить “внутреннюю силу” женщины (смотрите ее замечательное винтажное интервью в "Prasar Bharti", доступное на YouTube), вместо того, чтобы представлять ее либо черной, либо белой, стереотип, который очень нравился шаблонному Болливуду. За свою мимолетную, но очень разностороннюю карьеру, полную подлинной магии и гипнотической укорененности, она сыграла роли, о которых мечтала бы каждая актриса - уязвимая, но стойкая актриса в "Bhumika", вспыльчивая представительница племени в "Jait Re Jait", которая носит желание на рукаве, мятежная Сонбаи в "Mirch Masala", дерзкая Бинду в "Manthan" и ее трогательная, хотя и невысказанная связь с ветеринаром, который надеется принести белую революцию в свою гуджаратскую деревню, раздираемую кастовой политикой, Хайрун в "Gaman", которая бесконечно ждет своего мужа-мигранта,нелицеприятный портрет молодой матери в в грязных трущобах Бомбея в фильме "Chakra", чувственный преподаватель в "Ardh Satya", разрывающаяся между ее любовью к полицейскому (Ом Пури) и сомнениями по поводу жестокости полиции и коррупции, Сулабха в "Umbartha",которой приходится преодолевать возражения своей семьи, чтобы продолжить карьеру вне брака, и это лишь некоторые из них.
Любой сценарист оказался бы перед дилеммой, если бы его попросили выбрать лучший сборник Смиты Патиль в фильмографии, наполненной такими незабываемыми ролями. Но вот пять наших любимых кинематографических моментов актрисы, которые открывают окно в ее мощное сочетание неизученной яркости и очаровательного обаяния.
Кульминация "Bhumika" (1977): дочь Уши признается, что беременна
Смита Патиль играет актрису Ушу, чья личная жизнь в полном беспорядке. Пытаясь избежать жестокого брака (‘обычный человек’ Амол Палекар в великолепной роли антигероя), она находит убежище в череде отношений, которые заканчиваются конфликтом. Тем не менее, есть одна связь, которая нуждается как в исцелении, так и в закрытии. По трагическому стечению обстоятельств ее дочь возвращается в кульминационный момент, чтобы сказать ей, что она беременна. Первым побуждением Уши является предположение, не является ли это жестоким повторением ее собственной жизни заново, но вскоре она с облегчением обнаруживает, что ее маленькая девочка счастлива в браке. Все, что теперь остается Уше, - это справиться с собственным гложущим одиночеством. Неудивительно, что в своей биографии Майтхили Рао описывает Ушу из "Bhumika" как “роль всей жизни”.
«Я выгляжу сумасшедшей» - "Arth" (1982)
Любому зрителю должно быть очевидно, что Пуджа является центром внимания "Arth", а фильм - не что иное, как увлекательная мелодрама, призванная продемонстрировать драматические приливы и отливы Шабаны Азми. Но этот вымышленный биографический фильм о Махеше Бхатте в равной степени является одой Смите Патиль. В то время как эгоистичный взгляд на бурный роман Бхатт с Парвин Баби и ее борьбу с психическим здоровьем, с одной стороны, фильм также отражает личную жизнь Патиль — ее широко разрекламированный брак с Раджем Баббаром. Противостояние Смиты с экранной соперницей Шабаной Азми вплетало эти две силы в общественное сознание настолько тесно, что
“Я чувствую, что вполне мог бы быть Шабаной Патиль, а она Смитой Азми”, — сказал Азми FirstPost.com — это абсолютно захватывающее зрелище.
Городская личность против сельского призвания в "Akaler Sandhane" (1982)
В фильме Мринала Сена Патиль снова играет актрису - на этот раз в роли, цитирующей стихи городской обманщицы, которая приезжает в деревню на съемки фильма, основанного на великом бенгальском голоде. Повествование более чем подмигивает собственному статусу Патиль как тосту артхауса. Разрыв между урбанистическим образом Смиты и сельской женщиной, которую она должна проецировать на экране, становится все более очевидным. В самом начале актриса дает коллеге совет, который должен стать уроком для каждого начинающего актера:
“Веди себя хорошо, и люди будут поклоняться тебе”.
Кульминационный момент песни под дождем в фильме " Namak Halaal " (1982)
Хотя имя Смиты Патиль по праву помнят за ее вклад в параллельное кино, она также была неотъемлемой частью коммерческого Болливуда, сыграв вместе в Амитабхом Баччан и Митхуном Чакраборти, среди других. Хотя “Namak Halaal” насквозь похож на комикс с Большим Б. -забавную английскую песню Баччана "that can leave Angrez behind" все еще забавно смотреть после всех этих десятилетий - промокшая под дождем Патиль возглавляет чарты с точки зрения сексуальной привлекательности. Интересно, была бы траектория хинди-кинематографа 1970-80-х годов иной, если бы только эта богиня в белом снималась в большем количестве таких мейнстрим-фильмов.
Этот навязчивый стоп-кадр в конце фильма "Mirch Masala" (1987)
Этот шедевр Кетан Мехты убедительно доказывает силу феминистской надежды. Мало кто может забыть иссушающее лицо Сонбай (Патиль) в финальные моменты после того, как она и деревенские женщины одолели угнетателя, вооруженные только красным молотым перцем чили. Что делает триумф "Mirch Masala" еще слаще (или холоднее), так это то, что это лебединая песня великого исполнителя. Смита Патиль умерла из-за осложнений при родах в 1986 году. Какая жалость! Это наша потеря.
источник (св.перевод - Лея)