Мани Ратнам: "Шах Рукх Кхан был категорически против использования страховки во время съемок "Chaiyya Chaiyya".
"Roja", "Bombay", "Iruvar", "Yuva", "Guru", "Dil Se...", "Alai Payuthey" и ряд других его работ определили ландшафт современного индийского кино. До сих пор ни один индийский режиссер не смог добиться такого же успеха, как маэстро Мани Ратнам. В его послужном списке шесть Национальных кинопремий и Падма Шри.
В настоящее время режиссер готовится к выходу своего эпического фильма "Ponniyin Selvan: I". В беседе с журналистами он рассказал о своей сплоченной творческой команде, о работе с Шах Рукхом Кханом в фильме "Dil Se..." и о воспитании новых талантов.
Кинематографисты обычно делятся на приверженцев простой жизни и на умельцев попадать в сложные конфликты. Мани Ратнам относится к первым. Мягкость его голоса и скромность его поведения выливаются в захватывающие истории, которые он воплощает на кинопленке.
Как и в большинстве его фильмов, редактором "Ponniyin Selvan: I" стал Шрикар Прасад. Ратнам всегда работал в тесном творческом коллективе, членами которого являются Рахман, Прасад и огромное количество технических специалистов. Объясняя причину работы с предпочтительным кругом людей, режиссер сказал: "Сотрудничество с А. Шрикаром Прасадом значительно расширяет возможности моего режиссерского видения. Благодаря его редактированию наша работа поднимается на следующую ступень, и то же самое я могу сказать о работе с каждым техническим специалистом".
Он считает, что нужно давать свободу творчества своим соавторам и приглашать их вносить собственный вклад для общего блага каждого фильма: "Я совершенно не хочу навязывать свои творческие мысли людям, с которыми работаю. Кинематограф - это форма совместного творчества, картина не раскроет свой истинный потенциал, если вы не дадите каждому художнику возможность предложить свои идеи и привнести в нее что-то ценное. Есть некоторые сотрудники, с которыми вы работаете на одной волне".
Мани Ратнам рассказывает о работе с такими современными талантами, как Рам Гопал Варма, Анураг Кашьяп и А.Р. Рахман: "Мне было очень приятно в свое время работать с Раму, Анурагом и Рахманом, которые заявили о себе еще до того, как началось наше сотрудничество. Они настолько профессиональны в своем деле, что ты не просто ждешь от них большего, но и сам стремишься превзойти самого себя".
Особенно он хвалит Рама Гопала Варму за его проницательное видение и умение экспериментировать в качестве режиссера: "Например, первый фильм Раму, "Shiva", я считаю одним из лучших фильмов режиссера-новичка". Что касается Рахмана, то, по словам Мани Ратнама, "самым приятным в работе с Рахманом является то, что он не успокаивается на достигнутом". Именно благодаря фильму Ратнама "Roja", саундтрек к которому имел оглушительный успех, Рахман приобрел известность. "Во время работы с Рахманом, мы оба - как режиссер и как композитор - должны четко представлять, как написанный им трек отразится на персонажах и на общей канве повествования. Совместный поиск правильного звука, текстуры, тонального качества и тепла действительно является особенным процессом", - добавляет режиссер.
Одним из примеров того, как его сотрудничество с Рахманом привело к созданию культового произведения, является песенный номер "Chaiyya Chaiyya" из фильма "Dil Se". Спросите его, как он работал над песней, учитывая, что с ней связано очень много легенд: он сам, Шах Рукх Кхан, Рахман, Гульзар, Фара Кхан, Суквиндер, оператор Сантош Сиван и Малаика - и Мани Ратнам ответит: "Я не знаю".
Назвав это случайным чудом, Ратнам добавляет: "Мы просто сделали то, что должны были сделать за ограниченный промежуток времени. Волшебство началось с того, что Рахман сочинил эту мелодию, но на съемочной площадке мы столкнулись с несколькими проблемами, которые нам пришлось преодолевать". Проливая свет на трудности, он продолжает: "Мы теряли свет и сталкивались с логистическими проблемами, поскольку узкая железнодорожная колея была слишком мала для размещения камер, а поезда, курсирующие по широкой колее, были очень быстрыми с точки зрения безопасности съемочной группы. У нас было слишком мало времени для решения вопросов защиты актеров и технического персонала".
Однако, реальной проблемой стало нежелание Шах Рукх Кхана соблюдать нормы безопасности исключительно потому, что он хотел полной свободы действий для работы над песенным номером. "Кроме того, Шах Рукх Кхан был непреклонен в том, чтобы не надевать страховочные ремни, потому что хотел задействовать все пространство вагонов для своего выступления", - добавляет режиссер. Несмотря на то, что все члены производственной команды надели страховочные ремни, Шах Рукх Кхан не сдвинулся с места. "Вы можете видеть, как он прыгает по платформе, буквально наслаждаясь песней во время исполнения, а мы более всего на свет хотели как можно быстрее закончить съемки", — говорит Мани Ратнам.
Немногие знают, что он является выпускником Института управленческих исследований Джамналала Баджаджа в Мумбаи, где получил степень магистра делового администрирования в области финансов. Кинорежиссер считает, что никакие знания не пропадают даром, в том числе и те, что мы получаем в школе. "Любое образование предоставляет вам рациональный подход к своей работе. Мне пригодилось изучение менеджмента, потому что я работаю с большими командами, как в фильме "Ponniyin Selvan: I", а управление людьми составляет важную часть кинематографического процесса", - заключает он.
Премьера киноленты "Ponniyin Selvan: I", с участием Викрама, Айшварии Рай Баччан, Джаяма Рави, Карти, Триши, Айшварии Лекшми, Собхиты Дхулипалы, Прабху, Р. Сараткумара, Викрама Прабху, Джаярама и Пракаша Раджа состоится 30 сентября.
Источник:
https://www.koimoi.com/bollywood-news/m ... a-chaiyya/ (перевод LudmilaGros, специально для форума "Индийское кино")