18 февраля фильму исполнилось 20 лет!
По этому фильму раньше не писала отзыв, хотя считаю его одним из лучших в индийском кинематографе, в том числе, в фильмографии Шах Рукх Кхана, несмотря на то, что у него здесь роль второго плана.
Когда узнала, что Шах отказался взять какие -либо деньги за съемки в фильме, утверждая, что честь работы с великим Камалом Хаасаном была достаточным вознаграждением, мое уважение к нему возросло стократ.
Тема раздела Индии, взаимоотношения мусульман и индусов – очень болезненная для Индии.
Кровавые стычки между ними, беспорядки, взаимные упреки и неприятие вспыхивают с печальной регулярностью то в одном, то в другом штате Индии.
И можно только склонить голову перед Камалом Хасаном и всей командой за то, что они сделали этот фильм.
То, что я пишу ниже, это не отзыв по самому фильму, как таковому, его сюжету. Это, скорее, подступы к нему, предисловие...
Итак,
Hey Ram.
Режиссер, исполнитель главной роли, продюсер, сценарист, а также автор текстов и исполнитель нескольких песен и хореограф – Камал Хасан (Kamal Haasan). Это легендарная личность, один из самых ярких представителей индийского (в первую очередь, южноиндийского) кинематографа. И один из самых титулованных. У него множество кинематографических и национальных наград, в том числе, Падма Шри (1990 год), и Падма Бхушан (2014 год).
БОльшая часть его фильмов – на языке тамили.
От второго брака с актрисой Сарикой у Камала Хасана есть две дочери, Шрути и Акшара.
Шрути давно уже снимается в фильмах. Причем, ее дебют состоялся именно в фильме «Hey Ram», в эпизодической роли дочери Сардара Валлабхаи Пателя (тогдашнего руководителя ведомства внутренних дел, верного последователя Махатмы Ганди, которого называли «Бисмарком Индии»). Сардар Патель был последним, с кем разговаривал Ганди. Он был убит через несколько минут после ухода Пателя.
Сарика тоже участвовала в съемках «Hey Ram» в качестве художника по костюмам, и, между прочим, получила почетную Национальную кинематографическую премию ( National Film Awards) - Silver Lotus Award («Серебряный лотос») за лучший дизайн костюмов.
Silver Lotus Award также получил Атул Кулкарни за лучшее исполнение роли второго плана (роли Шрирама Абхианкара).
Этой же награды фильм был удостоен за лучшие спецэффекты.
Кроме этого, "Hey Ram" в 2000 году был выдвинут Индией на Оскар для участия в номинации в категории «Лучший иностранный фильм» (но номинирован не был).
Для лучшего погружения в атмосферу фильма, понимания того, о чем идет речь, желательно хотя бы немного знать о тех исторических событиях, о которых рассказывает фильм. Все мы, конечно, когда-то «проходили» это в школе на уроках истории, кто-то еще и в ВУЗе. Но понятно, что многое со временем забывается.
Поэтому немножко, схематично, напомню события тех лет.
Основные события в фильме разворачиваются в 1946-1947 годы, во времена освобождения Индии от векового владычества британской короны, раздела Британской Индии, образования Пакистана и Индийского Союза, убийства Махатмы Ганди.
Территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш, Бирмы длительное время были британскими колониальными владениями.
Национально-освободительное движение существовало всегда. В двадцатые годы ХХ века оно стало более массовым и организованным. Одним из идеологов и руководителей этого движения многие годы был Махатма Ганди. Во время второй мировой войны это движение стало еще более мощным, в том числе, благодаря компании гражданского неповиновения, возглавляемой Махатмой Ганди и Индийским национальным конгрессом.
В то же время страну раздирали межнациональные распри. В начале ХХ века в противовес Индийскому национальному конгрессу, где преобладали индусы, была создана Всеиндийская мусульманская лига, которая в 40-е годы стала активно выступать за разделение Британской Индии и создание самостоятельного мусульманского государства Пакистан. Возглавил это движение Мухаммад Али Джинна, почитающийся в Пакистане, как основатель национальной государственности и первый генерал-губернатор.
Индийский национальный конгресс (ИНК), который возглавлял Джавахарлал Неру, в большинстве своем был за создание светского государства, и против разделения страны по религиозному принципу. Против такого разделения выступал и Ганди, предвидя, что это вызовет массовые, жестокие, кровавые столкновения.
В стране все время вспыхивали кровавые стычки между мусульманами и индусами, провоцируемые, в том числе, действиями противостоящих партий.
В 1946 году Всеиндийская мусульманская лига, настаивающая на создании отдельного мусульманского государства при разделении Британской Индии, в знак протеста против решения ИНК, отвергнувшего эту идею, назначила на 16 августа всеобщую забастовку (хартал). Этот день стал одним из самых черных дней в истории Индии, и, в частности, в истории города Калькутты.
Шествие и митинг мусульман в Калькутте, предполагавшийся, как мирный, перерос в страшную резню, погромы, массовые убийства. Впоследствии этот день был назван
Great Calcutta Killings («Великая Калькуттская резня»).
Он породил цепную реакцию насилия и убийств на религиозной почве в соседних районах - «неделю длинных ножей» (The Week of the Long Knives).
Этот день и показан в первой части фильма «Hey Ram». Именно тогда была зверски изнасилована и убита Апарна – любимая жена главного героя фильма Сакет Рама.
В ночь на 15 августа 1947 года перестала существовать Британская Индия, и возникло два самостоятельных государства – доминион Пакистан и Индийский Союз.
Границей стала так называемая
Линия Рэдклиффа.
Сирил Рэдклифф, чье имя также упоминается в фильме, возглавлял британскую правительственную комиссию по разделу территорий. И эта, начерченная вначале на карте линия, прошла, на самом деле, по судьбам огромного количества людей.
Миллионы стали беженцами. Они оставляли свои дома (кто по доброй воле, кто вынужденно), и отправлялись в «свое» государство.
Раздел также повлек разгул насилия, жестокую борьбу индуистских и мусульманских группировок.
Махатма Ганди все равно всегда верил в то, что мусульмане и индусы могут жить вместе, в мире и доверии.
Пытаясь остановить межнациональные побоища, и в знак протеста по поводу того, что Индия не выплачивала пакистанскому правительству 550 миллионов рупий, предусмотренные соглашением о разделе, Махатма объявил голодовку (об этом тоже упоминается в фильме). Он добился частичного примирения, но экстремистские индуистские группировки были категорически против сотрудничества с мусульманами. Махатма Ганди был объявлен ими «врагом индусов».
30 января 1948 года Ганди был убит Натхурамом Годзе, участником группировки радикальных индуистов «Хинду Махасабха». По словам очевидцев, перед тем, как потерять сознание, Махатма Ганди несколько раз произнес: «Hey Ram» («О, Рама», или, можно перевести, как «О, Боже»)
Другие события в фильме происходят 6 декабря 1999 года, и тоже, хоть и косвенно, связаны с именем бога Рама.
В городе Айодхья существовала мусульманская мечеть Бабри (или Бабура). По преданиям, когда-то на этом месте находился дворец, в котором родился Рама. В 16 веке его якобы разрушили по приказу могольского императора Бабура и возвели мечеть.
6 декабря 1992 года многотысячная толпа радикально настроенных индуистов разрушила мечеть. Это спровоцировало целую волну беспорядков по всей Индии, в ходе которых погибли более 2000 человек (бОльшая часть погибших – мусульмане). Только вмешательство правительственных войск смогло успокоить страну, фактически стоящую на грани гражданской войны.
С тех пор индийские мусульмане отмечают эту дату как день скорби, и, опасаясь террактов со стороны мусульманских экстремистов, многие города и штаты усиливают меры безопасности.
То есть, современные события в фильме происходят в 7-ю годовщину разрушения мечети Бабри в Айодхье (6 декабря 1999 года).
Это из истории Индии.
Но история любой страны - это история ее людей.
И символично, что жизнь и судьба отца Шах Рукх Кхана, Миира, тесно связана с теми событиями в стране, о которых рассказывает фильм. Несомненно, что Шах все время помнил об этом, снимаясь в «Hey Ram».
Поэтому сейчас, под спойлером - небольшой
отрывок из книги Анупамы Чопры «Король Болливуда Шах Рукх Кхан и соблазнительный мир индийского кинематографа», рассказывающий о том периоде жизни Миира, отца Шаха:
► Показать
«...В семье занимались продажей бамбука, но это не было основным занятием. Как и тысячи простых индийцев, они были увлечены более героическим делом – борьбой за независимость Индии. Миир и его братья принадлежали к числу сторонников Абдуль Гафара Хана, по прозвищу Падишах Хан. Он был политическим союзником Махатмы Ганди...
Старший брат Миира Гамма был уважаемым политическим лидером. Он был неутомимым активистом, организующим антибританские протесты и демонстрации. Сам Миир был превосходным оратором – его воспламеняющие речи на языке урду и эффектная внешность собирали большую аудиторию. В августе 1942 года партия Конгресс начала движение «Прочь из Индии», требуя немедленного прекращения британского правления. Партия призывала к ненасилию, но когда правительство арестовало несколько лидеров Конгресса, включая Неру и Ганди, всеобщее возбуждение переросло в агрессию.
Взрывались бомбы, горели правительственные здания, проводились массовые аресты. Около тысячи людей были убиты, 60 000 арестованы. Среди них – Миир и Гамма. Миира, который к тому времени уже учился в колледже им. Короля Эдварда, то сажали, то выпускали из тюрьмы, и так в течение двух лет. Хотя никто из остальных братьев не получил высшего образования, все они поддерживали желание Миира учиться.
Беспокоясь, что политические и общественные беспорядки помещают образованию Миира, братья послали его в Дели. И в 1946 году Миир поступает учиться в Делийский университет.
Годом позже, в августе 1947, Индия стала независимой нацией. Но эйфория свободы омрачилась кровопролитным расколом страны. За пять недель сэр Сирил Рэдклиф как ножом отрезал Пакистан от Панджаба и Бенгалии, тем самым заложив фундамент десятилетней вражды и страшных трагедий...
В одночасье Миир оказался человеком без страны. Когда Лорд Маунтбэттен, последний вице-король Британии в Индии, объявил о разделе страны, Падишах Хан вместе с Ганди выступил против теории Двух Наций. Они правильно понимали, что раскол страны по религиозным признакам только усилит общинную вражду. Патханы, хоть и были мусульманами, хотели остаться в Индии, но окруженная со всех сторон сушей область была отдана британцами Пакистану. Падишах Хан, как говорили в Конгрессе, сдал патханов врагу «связанными по рукам и ногам». Вскоре после обретения независимости исламское правительство Пакистана обвинило его в проиндуистских настроениях и осудило на тюремное заключение. Его последователи, включая семью Миира, вынуждены были разбежаться по всей стране. Гамма семь лет провел в тюрьме. Имя Миира тоже было включено в черный список борцов за свободу – «краснорубашечников», и въезд в Пакистан ему был запрещен. Дороги домой ему не было.
Когда бушевали беспорядки, связанные с переделом страны, индуистские друзья Миира по Делийскому университету спали кольцом вокруг его кровати, чтобы защитить его от возможного антимусульманского насилия. Одним из его друзей был студент юридического факультета Канхейя Лал Пошваль. Он был из обеспеченной семьи, и позднее стал министром от партии Конгресс. В 1949 году Миир закончил университет с дипломом второго класса. В течение нескольких месяцев он жил у Канхейя Лала. То, что случилось потом – весьма туманно и любопытно. Вместо того чтобы заняться юриспруденцией, Миир решил отправиться дорогой, по которой пошел его собственный сын 40 лет спустя. Он уехал из Дели в Бомбей, чтобы стать актером».
И немного, пунктиром, о самом фильме.
Кроме того, что он повествует о реальных исторических событиях, в нем, как и во многих индийских фильмах, много пересечений с индийским эпосом.
Уже само имя главного героя (Сакет Рам) символично. «Сакет» («Saket») - это древнее название города Айодхья, в котором, согласно «Рамаяне» родился и правил Рама, почитающийся индусами, как воплощение (аватара) бога Вишну. В переводе с санскрита Saket – город вблизи небес.
Поэтому фильм – это тоже своеобразная «Рамаяна», рассказ о жизни, любви, страданиях, поисках правды и смысла жизни главным героем фильма.
Фильм длинный, более трех часов. Но, на мой взгляд, в нем все важно, все к месту, нет затянутостей, притом, что повествование большей его части (за исключением начала и окончания) неспешное, текучее, как песок в песочных часах. Задалась вопросом, что можно вырезать, чтобы сократить хронометраж фильма, например, для показа западному зрителю… И мне стало жаль каждый, даже, казалось бы, незначительный эпизод, момент, сцену.
Особую атмосферу фильму придает цветовая гамма. Фильм выдержан в разных оттенках коричневого цвета – от светло-песочного, кремового, до темно-коричневого.
А то, что происходит в современности, снято в черно-белых цветах. И только всполохи огня от взрывов – яркие огненные пятна на этом фоне.
Так как эти события перемежают основное повествование, получается такой слоистый и по форме повествования, и по цветовой палитре, фильм.
Фильм мощный, нестандартный, и, к сожалению, до сих пор очень актуальный...
P.S. Отредактированы первые четыре поста темы - добавлена сводная информация, трейлер, онлайн-просмотр, саундтрек.